15 февраля 2018 года исполняется 29 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Это не красная дата в календаре, но тем не менее, отмечается как день памяти погибших и чествования здравствующих воинов-«афганцев».
Из Кыргызстана в кровопролитной войне 1979—1989 годов в Демократической Республике Афганистан принимал участие 7 тыс. 141 человек. В ходе сражений свыше 300 человек погибли, 4 пропали без вести, около 1 тыс. 500 кыргызстанцев получили ранения. На сегодня в стране проживают около 5,5 тысяч ветеранов.
Почтить память погибших в той войне в Бишкеке, в областных и районных центрах у монументов павшим воинам-интернационалистам соберутся их боевые товарищи, вдовы, родные и представители государственных органов. Перед этим в мечетях прочитают молитву.
Термин «афганская война» применяется для обозначении периода военного участия СССР в этом вооруженном конфликте. СССР ввел военный контингент в Афганистан 25 декабря 1979 года после неоднократных просьб правительства Афганистана для оказания интернациональной помощи. Запад же назвал эту милитаристскую кампанию интервенцией с целью оккупации, а ООН тогда осудил ввод советских войск. Во всяком случае война была результатом прямого столкновения геостратегических интересов сверхдержав — Афганистан расположен в самом центре Евразии.
По словам советских военных историков, если бы СССР не ввел войска в 1979 году, в Афганистане высадился бы десант блока НАТО, тогдашний «вероятный противник №1», создав свои базы у границ СССР и угрожая стабильности советских азиатских республик. Другой причиной того, что Политбюро ЦК внял просьбам афганского правительства, стало опасение, что на положение в среднеазиатском регионе способен негативно повлиять рост фундаментализма, вызванный февральской революцией 1979 года в близлежащем Иране.
Из истории конфликта
(информация открытых российских источников)
В июле 1973 года в Афганистане была свергнута монархия и установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны. В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.
К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась, нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана.
Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза. На территорию Афганистана были введены три дивизии - две мотострелковые и одна воздушно-десантная, десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части. В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления.
Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника.
Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан. С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года.
Борис Громов, последний командующий 40-й армией в Демократической республике Афганистан, руководивший выводом советских войск:
Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40–я армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили — в отличие от американцев во Вьетнаме — свои задачи и организованно вернулись на Родину. Если в качестве основного противника Ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключается в том, что 40–я армия делала то, что считала нужным, а душманы — лишь то, что могли».
Всего из СССР военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих. В войне погибли 13,8 тыс. человек, стали инвалидами 6,6 тыс. «афганцев»
Из Кыргызстана
в афганской войне принимало участие 7141 человек. На сегодня в стране проживают около 5,5 тыс. ветеранов-афганцев. Они объединены в несколько ветеранских организаций, самыми крупными из которых являются Республиканский совет ветеранов войны в Афганистане, общественное движение ветеранов войны в Афганистане и военных конфликтов «Боевое братство», партия «Ветеранов войны в Афганистане». В регионах работают их районные, городские и областные структуры.
Государство обеспечивает «афганцев» денежной компенсацией за неиспользуемые ими льготы в размере 6 тыс. сомов, инвалидам выделяются по 7 тыс. сомов в месяц. Кроме этого, оказывается материальная помощь инвалидам, членам семей погибших и умерших участников войны. Ежегодно 15 февраля отличившиеся ветераны награждаются медалями РФ и республиканского Совета ветеранов войны в Афганистане, в районах организуется чествование ветеранов.
В 1997 году в парке имени «Ататюрка» был открыт Мемориальный комплекс кыргызстанцам, павшим на афганской войне. Также установлены памятники погибшим «афганцам» в городах: Нарын, Балыкчы, Каракол, Ош, Узген, Чолпон-Ата, Талас, Кара-Балта и в райцентрах: Манас, Кара-Кульжа, Ат-Башы, Тюп, Кочкор, Кемин, Баткен и Кадамжай.
Прошедшие жестокие испытания афганской войны ветераны продолжают передавать свой боевой опыт военнослужащим Вооруженных сил страны. Они активно участвуют в проведении «Уроков мужества» в высших и средних учебных заведениях как правопреемники ветеранов Великой Отечественной войны.
Для воспитания молодежи в духе патриотизма силами ветеранских организаций снято пять документальных фильмов: «Высота человеческого духа», «Опаленный «Афганом»», «20 лет РСВВА», «Батальон «А» и «Последний бой двух «афганцев». Ветераны также организуют хоккейные турниры и соревнования по самбо, выпускают свою газету и имеют свой вокально-инструментальный ансамбль «Караван «А».
Кроме этого, ветераны-«афганцы» активны и мероприятиях по установлению политической стабильности в стране: в 1999 году когда на юг Кыргызстана вторглись бандформирования, из числа воинов-«афганцев» был создан батальон «А», который принимал непосредственное участие в боевых операциях. В ходе мартовской революции 2005 года ветераны войны в Афганистане организовали штаб по обеспечению охраны Дома правительства, патрулировали улицы столицы совместно с органами правопорядка. Во время апрельской революции 2010 года и трагических событий в июне того же года на юге Кыргызстана добровольцы из числа ветеранов-«афганцев» патрулировали улицы пострадавших городов юга Кыргызстана, участвовали в примирении сторон через созданные интернациональные группы.
Из числа ветеранов-«афганцев» в разное время руководили и ныне руководят силовыми структурами, судебными, областными и районными исполнительными органами Кыргызстана. К примеру: Министерством обороны руководили Мырзакан Субанов и Таалайбек Омуралиев; Министерством внутренних дел Мадалбек Малдашев; Национальной гвардией командовали Абдыгул Чотбаев и Асанбек Алымкожоев; Внутренними войсками МВД - Ашырбек Бакаев; Пограничными войсками ГКНБ Закирдин Тиленов и Алик Мамыркулов; Службой государственной охраны Жоомарт Бошкоев и Замир Сабаев и т.д. Ряд «афганцев» избирались в Жогорку Кенеш.
Из воспоминаний служившего в Афганистане
Председатель Совета ветеранов Государственной пограничной службы республики, воин-«афганец» Стальбек Асакеев, прослуживший в Афганистане 6,5 лет в пограничной авиации летчиком, поделился с АКИpress воспоминаниями о той войне.
По его словам, в 1979 году его перевели в Афганистан еще до ввода войск, в августе. Задача была обеспечивать работу советского посольства. Уже тогда работа в Афганистане считалась опасной — в стране вовсю бушевала гражданская война.
![]() |
![]() |
![]() |
В той войне, рассказывает он, особо запомнился один из боевых вылетов: «28 июня 1986 года. Был жаркий день. Утром, после завтрака, было построение экипажей вертолетов с постановкой задач на день боевой операции в районе пункта Муштив провинции Файзабад в Афганистане.
Основной целью операции являлись блокирование бандформирования и очистка от них района, который непосредственно граничил с нашей территорией. Наш экипаж вылетал одним из первых. В район высадки десанта прилетели быстро и уверенно начали операцию на заранее определенные точки каждому вертолету.
Экипажи вертолетов уверенно, без происшествий, за несколько рейсов произвели переброску десантно-штурмовой группы в запланированный район, так как за плечами у всех был богатый опыт, накопленный несколькими годами боевых полетов в горных условиях Памира. Первые сигналы о боевых стычках наших десантников с «духами» стали поступать после полудня. Вертолеты прикрытия находились в районе боевых действий и оказывали огневую поддержку с воздуха, сменяя друг друга. В 14.35 пришло сообщение, что завязался бой, и, по видимости, он был жарким и жестким, потому как стали поступать сведения о первых раненых. Ближе к 17.00 мы вылетели к месту боя. По прилете стало ясно, что на гребне в нескольких местах «работали» крупнокалиберные пулеметы ДШК «духов» (ДШК – крупнокалиберный пулемет Дегтярёва-Шпагина), они отражали всполохами электросварки, а на склоне горы в нескольких местах шел бой.
Но стало очевидно, что наносить на них бомбовые удары – значит, попасть и в наших, так как бой шел местами в близком соприкосновении. Стали заходить к ним со стороны солнца и гасить их огневые точки НУРСами и пулеметами. Спустя полчаса поступила команда, чтобы мы спустились вниз и на месте, указанном сигнальными ракетами десантников, сняли раненых. Место, которое показали десантники, определили быстро, стали планировать откуда и с какой стороны подлета будет удобней забирать раненых, так как ущелье сужалось вверху. Прошли первый раз сверху и сразу поняли, что посадка невозможна, так как крутой склон и огромные отдельно лежащие скальные глыбы и камни, за одним из которых лежали раненые мешали посадке, было принято решение забирать раненых с режима висения.
Заход снизу вверх по ущелью оказался единственно верным: во-первых, сдвижная входная дверь вертолета – слева и при подлете огромный валун несколько прикрывал вертолет от огня противника. Но на снижении и подлете по нам стали лупить со склона из нескольких мест. Я сдвинул входную дверь и открыл ответный огонь из пулемета со створа двери по тем местам, откуда стреляли «духи», тем временем вертолет завис над ранеными: они лежали в двух местах по несколько человек, над ними суетились фельдшеры.
Мне пришлось быстро лечь на порог вертолета и отстреливаться уже из автомата, с земли двое-трое солдат подняли, насколько можно было, раненого. Бросив автомат, я ухватил его одной рукой за шиворот, а второй рукой - за ремень и втащил в вертолет десантника. При первом заходе и висении над ранеными я принял двух наших солдат, но и вертолет получил несколько пробоин, медлить было нельзя. Райков пошел на второй круг. При втором заходе удалось втащить только одного раненого, так как огонь противника сконцентрировался уже на нас.
При третьем и четвертом заходах на борту было уже шесть раненых, пятый и шестой подлеты были неудачными, только вертолет стал походить на решето. Отстреливаясь и меняя магазины автомата я думал о том, чтобы не подвел родной вертолет. На седьмом заходе я успел ухватить раненого только за одну руку, вертолет качнуло от взрыва, я почувствовал тупой удар и обжигающую боль в правом бедре. Тем временем вертолет с правым разворотом пошел на снижение, солдат висел над пропастью. Перехватив его второй рукой за гимнастерку, я подтянул солдата до порога и вцепился зубами за его воротник. Глаза застилал пот, руки немели, не знаю, какая сила помогла мне перебросить через себя солдата в вертолет.
После того, как произвели посадку практически неуправляемого вертолета на крохотный пятачок в полукилометре от места боя, к нам подсел вертолет, управляемый командиром полка Вячеславом Ивановичем Сухововым… Нас эвакуировал под обстрелом противника наш командир полка!».
Также воин-интернационалист Стальбек Асакеев рассказал о своей первой встрече с афганскими кыргызами в ходе службы в Афганистане. По его словам, это было осенью 1979 года в местечке Гульхана провинции Файзабад.
«По ущелью южнее Файзабада мы произвели посадку возле кишлака Гульхана. Через несколько минут после остановки винтов, вертолет был окружен детьми и местными жителями, которые плотным кольцом осадили винтокрылую машину. Пассажиры ушли в кишлак по своим делам, экипаж остался у вертолета, я смотрел на толпу и подумал, что они хазарейцы по тому как черты лица принадлежали монголоидной расе, и спросил у мужчины на фарси: «Кто вы по национальности?» На что к моему удивлению он сказал «кыргызы», - рассказывает полковник.
«В свою очередь теперь удивился я и перешел на кыргызский язык, вокруг зароптали, в их глазах читалось восхищение. Они без умолку, перебивая друг друга, начались расспросы – кто я и откуда. Я как мог отвечал и задавал встречные вопросы. Только теперь я заметил, что они одеты несколько иначе, чем афганцы, у них присутствовал традиционный кыргызский национальный колорит - некоторые аксакалы носили кыргызские ак-капаки и тебетеи. Среди них бегали подростки девочки, на жилетках которых поблескивали нашитые монеты и манисты, в косички были вплетены бисерные украшения», - рассказал об афганских кыргызах С.Асакеев.
От них, по словам военного, он узнал о старейшине рода Рахманкул-хане и их жизни. Через 2 недели в ходе запланированного визита в Гульхану Стальбек Асакеев отвез сородичам гостинцы. Кыргызы пригласили в низкий глинобитный дом на чай, где был накрыт дасторхон, «на котором лежали длинные тонкие лаваши (хлеб), курут, и кусковой сахар в металлических тарелках».
Затем полковник узнал, что в 1982 году Рахманкул-хан, не желая вмешиваться в военные действия гражданской войны в Афганистане, перевез население кыргызов в Пакистан. «Там ему было отказано в неоднократных просьбах расселись кыргызов в горной местности, в связи с чем Рахманкул хан обратился в верховный комиссариат ООН. Оттуда обращение кыргызов, так как они относятся к тюркской языковой группе, направили в турецкое правительство. Турция дала согласие на переселение кыргызов. Тогдашний премьер-министр Турции Демирель в 1987 году лично встретил в аэропорту имени Ататюрка 800 кыргызов, которых привезли на пяти американских и трех самолетах ВВС Турции. Помощь в переселении оказала казахская диаспора. Кыргызам выделили средства на приобретение скота и построили дома в районе озера Ван. Соплеменники Рахманкул хана живут и здравствуют и поныне», - рассказал полковник.
Также, по его словам, через 18 лет, работая по линии ПРОООН в Афганистане в 2002 -2003 годах, он познакомился с кундузским кыргызом Мухамадом. «Со слов Мухамада, их род катаган и кытай был передан афганским правителям в качестве откупа, после поражения знаменитого басмача Ибрагимбека в двадцатых годах прошлого столетия. Они были расселены вдоль поймы реки Аму-Дарья, и проживали в нескольких кишлаках. Поддерживали тесные отношения с памирскими кыргызами. Непосредственно Рахманкул-хан был частым гостем. После вывода советских войск, с приходом к власти талибов, в поисках лучшей жизни кыргызы были вынуждены эмигрировать в Пакистан и возвратились в 2001 году. Но по возвращению в Кундуз застали, что принадлежащие им земли и пастбищные угодья захвачены другими людьми, а им выделили участки непригодные к орошению, что им пришлось разводить скот и перебиваться случайными заработками. В феврале 2003 года мы встретили Мухамада еще раз, он передал нам подготовленное общим собранием кундузских кыргызов обращение к президенту с просьбой о переселении их на историческую родину», - рассказал Стальбек Асакеев.
Забыли пароль - восстановить
Нет аккаунта - создать
Уже есть аккаунт? - войти
Уже есть аккаунт? - войти