
В Бишкеке 27 ноября стартовала кампания «16 дней активизма против гендерного насилия в отношении женщин и девочек». Она направлена на создание мира, свободного от насилия в отношении женщин и девочек во всем мире.
По данным статистики в сфере гендерного насилия в Кыргызстане, за 6 лет в стране было зарегистрировано 1345 уголовных дел вследствие семейного насилия.
В разрезе 6 лет данные выглядят следующим образом:
По мнению директора кризисного центра «Сезим» Бюбюсары Рыскуловой, за последние годы женщины чаще обращаются в кризисные центры, чем, например, 10 лет назад. Люди начинают понимать, что нужно говорить о семейном насилии, считает она.
«Есть разница между нынешним положением и тем, что было 10 лет назад. Я помню первый звонок, который поступил в центр, когда мы только открылись. Мы объявили, что открылись, сотрудники получили соответствующее обучение. Мы сидели в офисе и ждали звонка. И вдруг кто-то звонит по линии и я ответила сама... До сих пор очень хорошо помню тот разговор. Позвонила женщина и сказала: «Я, наверное, ненормальная... обращаюсь в кризисный центр». Это было в 1998 году, а ведь раньше профессию психолога ошибочно связывали с психиатрией. А в Советском союзе вслух не говорили о семейном насилии...», - рассказывает Бюбюсара Рыскулова.
Несмотря на наличие кризисных центров и программ по оказанию помощи жертвам физического и сексуального насилия, в Кыргызстане все же большое количество женщин и девочек, отказывающихся обращаться в правоохранительные органы.
Причины отказа обращаться в правоохранительные органы могут быть разными. Эксперты выделяют:
- неэффективную работу правоохранительных органов,
- нежелание предать огласке факт насилия,
- боязнь стигматизации обществе,
- коррупционные риски,
- социальную необеспеченность,
- незаинтересованность жертв насилия в защите своих прав.
По данным гражданских активистов, инфраструктура и сотрудники правоохранительных органов в Кыргызстане тоже не готовы соблюдать принцип конфиденциальности при приеме и допросе потерпевших от гендерных преступлений.
«Так, если потерпевшая приходит в органы внутренних дел, то следователи или относятся к ним с недоверием, или вырабатывают такое отношение, что жертвы больше даже не хотят обращаться. Также инфраструктура правоохранительных органов оставляет желать лучшего. Представители МВД признают, что если лицо приходит в правоохранительную систему, чтобы заявить о случившемся, в одном кабинете сидят 4-5 следователей и все всё слышат. Нет принципа конфиденциальности», - сказала судья Конституционной палаты Верховного суда Чынара Айдарбекова.
Проблема гендерного насилия существует во всем мире. В Кыргызстане же 34% опрошенных женщин полагают, что ударить ее в некоторых случаях допустимо.
- 24% опрошенных кыргызстанцев считают применение насилия допустимым, если женщина не заботится о детях,
- 18% - если она выходит из дома, не сказав об этом мужу,
- 16% - если женщина возражает мужу,
- 7% - если отказывает в половой близости
- 6% оправдывают применение насилия в отношении женщин, если у нее пригорает еда.
Данный опрос был проведен общественным фондом «Центр исследования демократических процессов».
В отчете приводятся данные, что женщины, чьи отцы били их матерей, примерно в 2 раза чаще подвергаются тем или иным формам супружеского насилия (52%), чем женщины, чьи отцы не били их матерей (23%).
«Более половины (57%) опрошенных женщин, которые подвергались физическому или сексуальному насилию со стороны мужа, получали физические травмы: в том числе им ломали кости и выбивали зубы, на теле оставались порезы и гематомы», - сообщила председатель правления общественного фонда «Центр исследования демократических процессов» Лариса Илибезова.
По мнению психологов модель семьи, в которой растет ребенок, безусловно влияет на его отношение к своей семье в дальнейшем.
«У кыргызов есть такое выражение «Уядан эмнени көрсө – учканда ошону алат». Если девочка видит плачущую, терпящую насилие мать, она принимает ее модель поведения и, когда сама же становится жертвой насилия, то ведет себя как когда-то вела мама. Когда мы проверяем, в какой семье вырос виновник насилия, чаще всего выходит, что отец был тираном. Но здесь исключается «закон отрицания»: когда парни, выросшие в таких семьях, настраивают себя на то, что они никогда не будут вести себя, как их отцы», - объясняет Бюбюсара Рыскулова.
История Асель
Замуж Асель вышла в 25 лет. После получения высшего образования начала работать в строительной фирме. Муж был старше на 15 лет. Никогда с ним не спорила, не перечила — так было принято в ее родительской семье.
Муж первый раз избил ее, когда она узнала о его неверности. Бил ногами по лицу и животу. Говорил, что он мужчина и может поступать, как считает нужным… Асель собрала вещи и вместе с новорожденным ребенком поехала к родителям. Родители встали на его сторону и отправили ее обратно. На работе коллеги заметили синяки. Одна из них посоветовала обратиться за помощью в кризисный центр. Но тогда родительское слово для нее было главным, и Асель вернулась к мужу. Помнила слова матери: «Ты сама виновата. Муж уходит только от плохой жены»…
Муж часто не ночевал дома, не разговаривал, не интересовался ребенком. Если что-то не нравилось, начинал избивать Асель. Однажды он вернулся домой в плохом настроении и жестоко ее избил. Асель была госпитализирована в отделение травматологии с черепно-мозговой травмой. В милицию она не обратилась. Помощь оказали коллеги по работе, сняли квартиру, помогли с проживанием…
Только после этого Асель обратилась в центр «Сезим». После длительной психологической реабилитации у нее прошло чувство вины, она приняла решение самостоятельно строить жизнь и подала на развод. Родители в качестве своего наказания не помогают и не принимают свою дочь...
В Кыргызстане одна из четырех когда-либо состоявших в браке женщин были жертвами физического насилия, причиненного нынешним или бывшим мужем. И только две из пяти женщин обращаются за помощью после того, как они пережили физическое и сексуальное насилие.
Еще одним насильственным действием, которое применяется в Кыргызстане, является похищение девушек для принуждения к вступлению в брак.
Так, по данным исследований, более 20% браков в Кыргызстане совершаются путем похищения невесты (ала качуу), из них доля насильственных браков, то есть без согласия невесты, составляет 6%. Эти показатели также включают в себя число похищений несовершеннолетних девочек для принуждения к вступлению в брак.
Психологи не дают общих инструкций женщинам и девочкам, которые подверглись семейному насилию, ибо ситуация каждого человека индивидуальна.
«Если вы чувствуете, что в вашей семье что-то не так, если применяется физическое насилие в отношении вас, подумайте, почему так происходит? Насилию нет и не может оправдания. Нельзя оправдать партнера, который бьет и унижает. Чисто теоретически можно сказать «Уходите! Не терпите!». Но я не могу сейчас призвать всех женщин подавать на развод, я прошу подумать. Я хочу обратиться к молодежи, думайте, прежде чем создавать семью и думайте над решением проблем, которые возникают в вашей семье...» - посоветовала Б.Рыскулова.
Данные ООН:
- 35% женщин и девочек во всем мире мире подвергаются тем или иным формам физического или сексуального насилия в течение жизни,
- до 30 млн девочек в возрасте до 15 лет до сих пор подвержены риску калечащих операций на женских половых органах;
- более 700 млн женщин во всем мире были выданы замуж еще будучи детьми.
А ведь насилие в отношении женщин тоже является нарушением прав человека...
В материале помимо иллюстраций со статистическими данными использованы картины Федора Стукошина и Семена Чуйкова, где запечатлены образы кыргызских женщин и девочек...
Забыли пароль - восстановить
Нет аккаунта - создать
Уже есть аккаунт? - войти
Уже есть аккаунт? - войти