Крушение «Боинга-737» — 9 лет спустя после трагедии

Ровно 9 лет назад, 24 августа 2008 года, в 9 км от аэропорта «Манас» разбился авиалайнер «Боинг-737-200», следовавший рейсом Бишкек—Тегеран. В результате авиакатастрофы погибли 64 человека.

На борту находились 83 пассажира и 7 членов экипажа. Оба пилота и 4 бортпроводницы — из штата авиакомпании «Итек Эйр», также в составе экипажа находился менеджер от авиакомпании Aseman Airlines.

 

boeing

 

Среди пассажиров находилась молодежная сборная Кыргызстана по баскетболу, направлявшаяся в Тегеран для участия в соревнованиях.

26 августа 2008 года было объявлено в Кыргызстане днем траура по погибшим в авиакатастрофе. Все 64 погибших были опознаны, из них 12 человек опознаны родственниками в Бишкеке, остальные 52 жертвы авиакатастрофы были опознаны по результатам анализа ДНК в Иране.

Среди погибших - 43 гражданина Ирана, 16 граждан Кыргызстана, 3 гражданина Казахстана, 2 гражданина Канады, гражданин Турции и гражданин Китая.

Разбившийся «Боинг-737-200» (номер EX-009), принадлежавший авиакомпании «Итек Эйр», был арендован иранской авиакомпанией «Асеман».

 

Боинг

 

Судебные разбирательства по выявлению виновных в катастрофе длились больше года. В итоге виновными в трагедии были признаны пилоты «Боинг-737-200»: первый пилот Юрий Гончаров и второй пилот Тимофей Водолагин. Судья Первомайского районного суда Бишкека Азиз Турдалиев 28 декабря 2009 года принял решение признать их виновными в совершении преступления, предусмотренного статьей 208 ч.3 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта) Уголовного кодекса. Суд решил, что к катастрофе привели ошибочные действия пилотов при визуальном заходе на посадку.

- первому пилоту Юрию Гончарову назначено наказание в виде 5 лет 2 месяцев лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении.

- второму пилоту Тимофею Водолагину назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении. Он был взят под стражу в зале суда.

 


 

Директор школы №29 Бахтияр Кадыров — один из тех, кто выжил в авиакатастрофе. 24 августа 2008 года он сопровождал баскетбольную команду. Сейчас Кадыров является членом Центральной избирательной комиссии, в 2010-2015 годах был депутатом Жогорку Кенеша от фракции СДПК.

В беседе с корреспондентом АКИpress он рассказал, что пострадавшие и семьи погибших кыргызстанцев остались обиженными в вопросе выплат компенсаций.

«Трагедия как будто просто прошла, от страны поддержки не было. Я понимаю, что это уже другая власть, но тем не менее, родители остались со своим горем. Когда был депутатом, много раз обращался, чтобы создали комиссию, чтобы суды возобновили процесс, чтобы привлекли к ответственности, но ничего подобного. Те, кто был ответственный — пилоты, их отпустили. Сейчас они уехали в Россию. Много было нюансов, когда тогдашнее правительство это дело спустило на тормозах. Быстро дали какие-то копейки — 20 тыс. долларов для матерей погибших, еще в то время они быстро ушли на похороны», - рассказал он.

 

Кадыров

 

Он отметил, что для возобновления следствия в Кыргызстане нет субъектов, против кого возобновлять: нет ни компании (авиакомпания «Итек Эйр» прекратила полеты в 2010 году), признанные виновными судом пилоты сейчас уже в России, здание Генпрокуратуры, где были материалы дела, сгорело.

«Иранская сторона хорошо поддержала своих граждан, и сейчас продолжает. Правительство того периода не смотрело на жизнь детей. Если бы сейчас правительство помогло людям, было бы хорошо, хотя бы один раз в год в годовщину смерти кто-то из соцзащиты пришел бы и оказал поддержку людям. Потому что не все хорошо живут, многим туговато, они со своим горем живут. Это не только по тем мальчикам, которые погибли, но и по другим погибшим кыргызстанцам», - рассказал Б.Кадыров...

После трагедии его жизнь изменилась.

«После трагедии стал более ответственно относиться к детям. Я уже боюсь их вывозить. Также у меня здоровье сильно подорвалось, психологически существуют барьеры. И с другой стороны — ощущение того, что Бог мне сохранил жизнь, и я должен дальше для детей работать. Жизнь после катастрофы — это другая жизнь», - рассказал Бахтияр Кадыров.

 


 

Мы также поговорили с братьями-близнецами Байышем и Жанышем Адиевыми, которые были в команде сборной Кыргызстана по баскетболу, и которым удалось спастись в той страшной трагедии.

Байыш Адиев в настоящее время работает специалистом в муниципальном территориальном управлении в Бишкеке. Параллельно занимается частным бизнесом.

Байыш

Он рассказал, что до сих пор занимается баскетболом. Сейчас играет в бишкекской команде «Алга». Байыш согласился вспомнить момент крушения «Боинга»:

«24 августа мы должны были полететь на чемпионат Азии среди юниоров по баскетболу, который проходил в Иране, в городе Тегеран. Мы должны были вылететь вечером. Сели в самолет примерно в 19:00, уже немного стемнело. Летели где-то 10 минут, и тут нам говорят, что возникли технические неполадки, просят пристегнуть ремни. Все начали пристегивать ремни, ничего не подозревая.

Мы сидели в хвостовой части самолета; мы с командой всегда сразу идем в конец. После того, как нам капитан сказал, что нужно пристегнуться, стюардесса шла, мониторила, пристегнулись ли все. Когда она ко мне шла, она посмотрела на меня, улыбалась, но в глазах был ужас, паника. Я подумал, что-то неладное происходит, но особого внимания не обратил. После того, как она прошла, я случайно повернулся в ее сторону — она бегом пробежала назад, и я уже понял, что что-то не так: я пристегнулся, уже ожидая чего-то. Но все равно не верилось, что мы разобьемся. Я себя переубедил, сказал себе, что этого не может произойти с нами.

Стюардесса села, через минут 5 мне заложило уши настолько сильно, что не было слышно ни соседа, ни музыки в наушниках. Затем был резкий удар, либо мы резко начали падать — точно не знаю. Был взрыв, ненадолго я завис в воздухе. Спереди вспыхнуло пламя, пошло в нашу сторону. Я сразу расстегнул ремень и побежал назад, потому что впереди был огонь. Сзади не могли открыть дверь самолета. Нам с братом до случившегося привезли четки из Саудовской Аравии, я держал их в руках, молился. В салоне пошел белый дым, я его пару раз вдохнул, у меня закружилась голова. Я взял футболку и начал дышать через футболку.Дверь не открывалась, я уже отчаялся, думал, что мой день настал. Уже убрал футболку, хотел вдохнуть белый дым, чтобы заснуть, но в этот момент открылась дверь и я вдохнул воздух.

Вышел из самолета и заметил, что брата рядом нет. Он сидел впереди меня, я думал, он сзади идет. Я пошел назад в самолет, вместе со мной пошел наш близкий друг. Когда начали подходить к самолету, все ребята увидели это и тоже пошли за нами. Мы вытащили брата, он выползал из самолета. За ним вышел еще один парень, он, к сожалению, не выжил», - вспоминает Байыш.

Боинг

 

После трагедии Байыш и Жаныш не смогли бросить баскетбол. «Мы с друзьями мечтали об одном — куда-то выехать, поиграть на высшем уровне. Мы не смогли бросить баскетбол с братом. Ради невыживших друзей мы продолжили играть. Потом нас заметили: брат в течение 7 лет занимался баскетболом профессионально. Мы играли в Казахстане за клуб «Актау Каспий», - рассказал он.

Они окончили КНУ им.Ж.Баласагына. Байыш недавно женился. Он поделился, что хочет продолжать работу на госслужбе. «Пока в планах работа в мэрии, дальше в Жогорку Кенеш. Потом, если получится, то буду баллотироваться в президенты», - улыбнулся он.

Его брат близнец Жаныш Адиев женился несколько лет назад, воспитывает двухлетнего сына Эрнса. В настоящее время занимается бизнесом и также играет в баскетбол.

Байыш и ЖанышБайыш и Жаныш Адиевы

На вопрос о том, как они оценили помощь от государства, они ответили, что были молодыми и не помнят. «Всеми вопросами занимались родители», - сказали они.

 


 

Один из пострадавших в авиакатастрофе «Боинга» под Бишкеком - гражданин Ирана, бизнесмен Компонихи Нохсен 26 августа 2008 года в интервью агентству АКИpress рассказал некоторые подробности происшествия.

По его словам, двигатели самолета перестали работать еще в воздухе. Стало тихо. Компонихи Нохсен не помнит, как они приземлились. Самолет упал на поле. Пожар начался сразу после того, как упал самолет, было много огня и дыма. Он сидел последним, в хвосте самолета, где находится аварийный выход. Однако из-за того, что в салоне было очень жарко, темно и душно, пассажирам было трудно открыть аварийные двери.

«Одна девушка пыталась открыть дверь, но у нее ничего не вышло. После дверь выбили ногой несколько мужчин. У некоторых пассажиров не расстегивался ремень: то ли заклинил механизм, то ли люди слишком нервничали. Однако не было времени помогать другим. Через 3-4 минуты после того, как люди выскочили из самолета, произошел взрыв. Те, кто остались в самолете, погибли», - рассказал он.

 


 

В ходе судебных разбирательств 23 сентября 2009 года в качестве пострадавшей на процессе выступила работавшая бортпроводницей в авиакомпании «Итек-Эйр» 36-летняя Татьяна Рязанова:

«24 августа 2008 года самолет прибыл в Бишкек из Москвы, члены экипажа начали подготовку к новому вылету в Тегеран. Все прошло в обычном порядке. После взлета, через 5-8 минут, двигатели вдруг стали работать тише. Я сидела в хвостовой части самолета. Другая бортпроводница Асяева сходила вперед и узнала, что самолет возвращается в аэропорт из-за того, что гудит дверь. При посадке самолет затрясло, начало кидать в разные стороны. Посыпался багаж. Я начала открывать левую заднюю дверь, так как правую заклинило — не поворачивалась ручка.

Я открыла левую дверь, начала отстегивать трап, сидя на корточках, кто-то меня толкнул, я упала на землю с высоты примерно 1,5 метра на горящую землю, получила ожоги. Отбежав от самолета на 40-50 метров, я обернулась и увидела, что судно объято пламенем в центральной части. Затем произошло три небольших взрыва».

 


 

Еще один выживший в авиакатастрофе Хусеин уулу Бердияр 30 сентября 2009 года также рассказал в своих свидетельских показаниях в зале суда Первомайского района о случившемся. Он в день трагедии направлялся в составе команды от Кыргызстана в Тегеран на Азиатские игры по баскетболу.

«Я сидел в хвостовой части самолета, рядом находились другие члены команды Марат и Эсен. После падения самолета, пошел поток жара сверху. Вспомнив инструкции стюардесс по безопасности, я опустил голову на колени, руки свел на затылке. Когда открыл глаза, увидел дым. Затем по коридору побежал назад, к хвосту самолета. Кто-то бежал впереди меня и свернул направо, я свернул налево и попытался открыть дверь. Начал задыхаться от дыма, снял футболку и попытался укрыть ею нос и рот. В салоне была паника, люди давили друг друга. Затем увидел напротив свет и понял, что открыли дверь. Свет оказался отблеском пламени от горящей земли. Я выбежал наружу и увидел людей, стюардесс».

 

Список пассажиров, следовавших рейсом Бишкек—Тегеран:

1. Ниязи Теймур - гражданин Ирана,

2. Кори Шамсалдин - Иран;

3. Султаналиев Алмаз - Кыргызстан;

4. Ниязи Салим - Иран;

5. Расоулов Мохсен - Иран;

6. Катеби Ясеф - Иран;

7. Сахин Махмед - гражданин Турции;

8. Сапарбаева Айдай - КР;

9. Сакимбаева Нурзат - КР;

10. Сайед Хосейни Алиреза - Иран;

11. Турдуева Нурзада - КР;

12. Бензади Алиреза - Иран;

13. Сырдыбаева Гульнур - КР;

14. Хосейни Сайед - Иран;

15. Жамшидиян Несхад Аббас - Иран;

16. Рози Талаб Задех Хошен - Иран;

17. Парсакия Карим - Иран;

18. Агха Ахмади Гхолам Хосейин - Иран;

19. Хабиб Нежад Ареф - Иран;

20. Эршат Саеид - Иран;

21. Агхили Малек - Иран;

22. Вализадех Реза - Иран;

23. Валех Ибрахии - Иран;

24. Дехгханиям Гхасем - Иран;

25. Бахрами Бахрам - Иран;

26. Заре Али - Иран;

27. Ибраимов Бильгис - КР;

28. Мирзое Махмоуд - Иран;

29. Жатан Эйсар - Иран;

30. Абдрашитов Абдрашин - КР;

31. Икшанов Рина - КР;

32. Насроллахи Пооян - Иран;

33. Бейшенкулов Эльнур - КР;

34. Рейхани Мамагхани Поунех- Иран;

35. Ахангари Насрин - Иран;

36. Рейхани Мамагхани Мухаммад - Канада;

37. Жалаер Гитти - Иран;

38. Малакки Мохаммад Реза - Иран;

39. Эсмаэйл Магди - Иран;

40. Чыныбаев Билал - КР;

41. Гхолами Жалал - Иран;

42. Макарчук Иван - КР;

43. Мушекенов Мухтар - Казахстан;

44 Цой Евгения - Казахстан;

45 Эсаева Гаухар - Казахстан;

46 Кадыров Сабыржан - КР (выжил);

47 Кубатов Назар - КР;

48. Резапоурсараби Мажид - Иран;

49. Хасанбаев Журабай - КР (выжил);

50. Адиев Байыш - КР (выжил);

51. Адиев Жаныш - КР (выжил);

52. Кожомкулов Эмил - КР;

53. Кадыров Бахтияр - КР (выжил);

54. Байбулатов Мурат - КР;

55. Касымалиев Эсенжан - КР (выжил);

56. Ма Хйуйкинг - КНР;

57. Арианфар Асадулла - Иран;

58. Касымбеков Талантбек - КР;

59. Мовагхати Могхадам Мехрдад - Иран;

60. Хусейинов Адилет - КР;

61. Пишров Абдуллах - Иран;

62. Сулейманифар Мохсен - Иран (выжил);

63. Насири Нежад Амир - Иран (выжил);

64. Компаниха Мохсен - Иран (выжил);

65. Арифи Cикароуди Захра - Иран (выжил);

66. Закерикхалалаф Бадам Мохамад Мехди - Иран;

67. Арефи Наржес - Иран (выжил);

68. Монтазири Талегхани Реза - Иран (выжил);

69. Хаземи Лангроди Али - Иран (выжил);

70. Закери Мохаммад Хосейин - Иран (выжил);

71. Садегхиян Мохаммадреза - Иран;

72. Кутилов Олег - КР;

73. Ромазани Ахмад - Иран;

74. Зант Лотфали - Иран;

75. Абди Махди - Иран;

76. Бейки Али - Иран;

77. Моусави Мохаммадали - Иран;

78. Явари Мохаммад Хосейн - Иран;

79. Кхабири Хусейин - Иран (выжил);

80. Киумарси Парфиз - Иран;

81. Ким Михайил - КР;

82. Сарихи Фархад - Иран;

83. Мохаммаади Бабак - Канада;

Члены экипажа:

84. Гончаров Юрий - капитан лайнера - КР (выжил);

85. Водолагин Тимофей - второй пилот - КР (выжил);

86. Кугушева Елена - бортпроводница - КР (выжил);

87. Асяева Оксана -бортпроводница - КР (выжил);

88. Рязанова Татьяна - бортпроводница - КР (выжил);

89. Беляев Сергей - бортинженер - КР (выжил);

90. Зарраби Дарбан Эхсан - менеджер - Иран (выжил).

Выжившие после авиакрушенияВыжившие члены молодежной сборной Кыргызстана по баскетболу.

.

Общество
28-03-2024


×

Вход


Забыли пароль - восстановить

Нет аккаунта - создать

регистрация

Уже есть аккаунт? - войти

Восстановление

Уже есть аккаунт? - войти